Наследники Шухова
В этом году ежегодный Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее» был посвящен 165-летию со дня рождения выдающегося русского ученого, инженера, изобретателя В.Г. Шухова.
Первый инженер Российской империи, советский академик В.Г. Шухов входит в плеяду выдающихся выпускников Московского технического училища. Творческому гению Шухова принадлежат первые российские нефтепроводы, новые промышленные технологии и устройства, изящные сетчатые конструкции и военно-технические изобретения. В.Г. Шухов воплотил в себе особый тип инженера и ученого, сочетающий максимальную продуктивность, разнообразные таланты и высокую культуру.
Российская научно-социальная программа «Шаг в будущее», родившаяся более четверти века в стенах Бауманского университета, готовит для России наследников Шухова — талантливых молодых людей — школьников и студентов, профессионально занимающихся наукой и инженерным делом.
— Форум «Шаг в будущее» воплощает в себе лучшие традиции русской школы подготовки инженеров, специалистов, которая всегда уделяла первоочередное внимание воспитанию талантов, нацеленных на практическое решение значимых для общества задач, — сказал ректор МГТУ им. Н.Э Баумана профессор А. Александров, приветствуя научную молодежь.
В отборочных соревнованиях участвовали более 25 тысяч школьников и студентов. На финальный тур в столицу съехались около восьмисот участников — победители региональных соревнований программы «Шаг в будущее» из 44 субъектов страны — 195 городов, 246 сёл, хуторов и станиц. В качестве гостей в
форуме участвовали делегации молодых исследователей из Южной Кореи и Латвии.
Об одном из важных событий этого форума рассказал руководитель программы «Шаг в будущее», доктор философских наук Александр Карпов:
— МГТУ им. Н. Э. Баумана и Российское политехническое общество (РПО) получили грант Президента РФ на организацию Российской научной бизнес-школы-выставки в Москве и регионах.
Заниматься в ней смогут как москвичи, так и старшеклассники из Мурманской, Самарской, Псковской, Челябинской областей, Краснодарского края и т. д. Эта новая программа должна научить талантливых молодых исследователей продвигать свою разработку, коммерциализировать ее. Сто участников бизнес-школы посетили Инновационный центр «Сколково», где встретились с местными молодыми специалистами и смогли на реальных примерах увидеть, как работают научные предприниматели. Важно понимать, что обучение научному предпринимательству эффективно только тогда, когда человек имеет уже выполненную работу.
Будет объявлен набор в центральную школу, которая пройдет в Москве в марте следующего года, а также в региональные. Будут оцениваться инновационная составляющая, бизнес-привлекательность разработки. Мы научим школьников перерабатывать научный и инженерный продукт в предпринимательский. Бизнес-школа
включает два учебных блока. Общий — когда учащиеся слушают лекции и специализированный — занятия в группах по интересам: транспорт, энергетика и т. д., проводятся научно-практические семинары на профильных предприятиях и в НИИ. Создание разработки, написание инновационного предложения, презентация на выставке, общение со специалистами — молодой исследователь шаг за шагом продвигается вперед в инженерном деле, — заявил Александр Олегович. Победители
Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» награждены призами, рекомендованы для участия в российских и международных молодежных научных соревнованиях.
Призер соревнования, одиннадцатиклассник из Москвы, Степан Минин, поедет в декабре в Стокгольм на церемонию вручения Нобелевских премий. Там он будет представлять доклад на английском языке перед лауреатами Нобелевской премии. Его проект «Исследование способов оптимизации нейросетевых вычислений» предлагает варианты ускорения работы алгоритмов нейронных сетей, которые обучают вычислительную машину решать задачи, поставленные человеком.
— Мой алгоритм позволяет искусственному интеллекту быстрее учиться и совершать меньше ошибок. Перспективы такой разработки чрезвычайно широкие: системы распознавания изображений, речи, лиц, компьютерное зрение, прогнозирование в различных отраслях наук, — говорит Степан.
Большую помощь школьнику в работе над проектом оказало обучение в исследовательской школе «Научные кадры будущего» Бауманского университета, занятия, которые Степан посещает с восьмого класса.
— Помимо углубленного изучения профильных предметов (математики, физики), также к каждому ученику прикрепляется тьютор для проведения научных исследований. И вместе с ним мы разрабатываем свои проекты, которые можем представить на форуме «Шаг в будущее», — поделился Степан.
И такой проект участвовал и победил в Российской научной выставке.
Лучшей работой в профессиональной номинации в области биометрической техники стала работа ученицы 8 класса Мурманского академического лицея Ольги Яроцкой. Она решила заняться здоровьем молодого поколения. Ольга, под руководством научного руководителя, разработала программно-аппаратный комплекс «Ярко», который корректирует осанку подростка. Прежде чем приступить к реализации своей идеи, она обратилась в Мурманский областной Минздрав, где
ей предоставили данные о профилактических осмотрах детей. Выяснилось, что каждый девятый ребенок в регионе имеет нарушенную осанку. «Умный корсет» для коррекции осанки с встроенным сенсором определяет, когда школьник сутулится и подает сигнал на смартфон. Конструкцию, предложенную восьмиклассницей,
может носить каждый ребенок.
В приветствии Министерства образования и науки Российской Федерации форум «Шаг в будущее» назван главным научным соревнованием творческой молодежи страны. Проекты и исследовательские работы, представленные на форуме, подтверждают эту высокую оценку.
Материал подготовила
Наталия ЗЕНКЕВИЧ
На снимке: призёр соревнования Степан Минин.