Вышел в свет сборник трудов семинара «“Шаг в будущее” в Алтайском крае: научная, педагогическая и методическая деятельность в области подготовки молодых исследователей»

21 ноября 2018 года в городе Барнауле Алтайского края состоялся научно-методический семинар «Шаг в будущее» в Алтайском крае: научная, педагогическая и методическая деятельность в области подготовки молодых исследователей» в работе которого приняли участие более 50 педагогов, презентовавших свой опыт по успешной реализации Государственной программы «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае на 2014-2020 годы» (утверждена постановлением Администрации края от 20.12.2013 № 670), Концепции развития региональной системы работы с одарёнными детьми в Алтайском крае, результативного участия в Программе «Шаг в будущее».

Открыл семинар Председатель Центрального Совета программы «Шаг в будущее», доктор философских наук, Александр Олегович Карпов докладом «Исследовательское обучение для общества знаний: опыт программы «Шаг в будущее».

По итогам работы семинара опубликован сборник трудов, в котором научно-исследовательская деятельность авторами рассматривается под разными углами зрения, а именно:

  • формирования творческих способностей и умений, приобщения к последующей научной работе;
  • активизации процессов осуществления социального партнерства;
  • формирования профессиональной компетентности;
  • реализации индивидуализированных образовательных направлений деятельности учащихся;
  • подготовки к реализации профессионального самоопределения старшеклассников.


Информация, представленная в сборнике, способствует решению сложившихся в педагогической практике противоречий между:

  • возможностями учебно-исследовательской деятельности по формированию у обучающихся исследовательских компетенций и недостаточной теоретической проработанностью понимания ее сущности и структуры;
  • потребностью в систематическом и целенаправленном применении учебно-исследовательской деятельности, нацеленной на формирование исследовательских компетенций обучающихся, и недостаточной разработанностью технологического обеспечения ее организации;
  • необходимостью объективной оценки степеней достижения целей учебно-исследовательской деятельности и отсутствием диагностического инструментария, способного обеспечить такую оценку.


В сборнике представлены и такие статьи, проблемы которых обсуждались в полной мере на различных симпозиумах, конференциях, семинарах и т.п. Кроме того, по этим проблемам опубликованы монографии, защищены диссертации, написаны учебники и т.д. Несмотря на это, в представленных трудах дается иная трактовка преодоления проблем в сопровождении одаренных (талантливых) школьников при организации научно-исследовательской работы, что очень важно в преподавательской деятельности. К таким статьям относятся работы:

  • «Исследовательский метод обучения: от использования краеведческого материала на уроках истории к созданию НОУ «Эврика» (Картавых Г.В.),
  • «Роль исследовательской деятельности учащихся в возрождении, сохранении и развитии культурного наследия народов (на примере Шипуновского района Алтайского края) (Жукова Л.В.),
  • «Научно-исследовательские проекты школьников по экономике: особенности выполнения и оформления» (Горлова Н.Н.),
  • «Особенности организации и руководства лингвистическим исследованием школьников в рамках программы «Будущее Алтая» (Винокурова М.А.) и др.