Научная школа у моря

Молодежная научная школа-семинар «Академия юных» была создана в 2002 году совместными усилиями МГТУ имени Н. Э. Баумана, Российского молодёжного политехнического общества (РМПО) и Российско-Абхазского культурного центра. Базовой организацией для проведения «Академии юных» в Республике Абхазия стала средняя школа № 2 города Гагра.
О работе школы-семинара говорит руководитель программы «Шаг в будущее», доктор философских наук Александр Карпов:

— Это уникальное место совместной творческой работы школьников-исследователей и профессионалов науки — ведущих учёных российских университетов и научно-исследовательских институтов. Мастер-классы в «Академии юных» ведут преподаватели и специалисты из МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, РГГУ, НИУ ВШЭ, МПГУ, Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, Федерального исследовательского центра «Биотехнологии» РАН, Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН.

Школа эффективно действует 18 лет и провела за это время 33 двухнедельных цикла занятий в летний и осенний периоды. Успешной работе школы способствуют несколько факторов. Она стала одной из главных учебных площадок Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», известной в мире. Лауреаты программы ежегодно представляют молодых российских исследователей на церемонии вручения Нобелевских премий, Соревновании молодых учёных Европейского Союза, научных конференциях и выставках, которые проходят на трех континентах.

«Академия юных» использует отечественный метод исследовательского обучения, разработанный Александром Карповым. В 2011 г. этот метод получил международное признание на Всемирном саммите по инновационному образованию в Дохе (Катар), где Россию представляли два проекта — программа «Шаг в будущее» и Центр Сколково. В 2017 году доклад о нем прозвучал на Международной конференции AHFEв Лос-Анжелесе (США) и был опубликован в издательстве Springer. В 2018 году опыт исследовательского обучения школьников в рамках программы «Шаг в будущее» (в том числе в «Академии юных») стал предметом обсуждения на Международной конференции в Университете Сорбонна (Париж, Франция).

Работа школы «вписана» в цель программы «Шаг в будущее» — воспитание особо перспективных молодых людей, способных создавать и внедрять научные новшества, современную технику и высокие технологии в приоритетных отраслях развития экономики. На занятия в школу попасть непросто, надо быть активным молодым исследователем, способным мыслить самостоятельно и предлагать инновационные решения. Именно таких молодых людей воспитывает программа «Шаг в будущее».

В этом году в Гагре собрались юные теоретики и экспериментаторы Челябинской области, Якутии, Татарстана, а также Сургута, Читы, Иркутска и других городов. Занятия проводились по темам: энергетика, информатика, химия и филология.

Мастер-класс «Энергетика» провела доцент Бауманского университета Ольга Белова. Отмечена работа Игоря Литвиненко, ученика 10 класса лицея № 1 из Иркутска. Исследования выполнены на базе Иркутского государственного университета, они направлены на совершенствование метода нейтронно-активационного анализа (НАА), используемого для определения химических элементов в образце. Игорь получил высшую награду семинара — «Философский камень», и приглашение участвовать во Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее», который пройдет с 16 по 20 марта 2020 года и будет посвящен 75-й годовщине героической Победы в Великой Отечественной войне.

На мастер-классе «Информатика» доцент МГТУ им. Н. Э. Баумана Павел Белоножко представил курс «Основы автоматизированного проектирования и компьютерного моделирования». Слушателям была предложена концепция «Обучение как исследование», основанная на использовании компьютерного эксперимента.

На занятиях класса «Филология», которые провел заведующий кафедрой мировой литературы Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Александр Пашков, школьниками были представлены серьезные научные проекты, среди них: «Студенческие волнения 1968 года и их влияние на дальнейшее развитие образования во Франции» десятиклассницы школы № 12 из Иркутска Александры Кузнецовой, «Отражение ценностей государства в букварях и прописях XIX — XX веков» ученицы 10 класса лицея из Якутска Арины Иовенко, «Женский класс духовнонравственного, интеллектуального и физического развития» ученицы 8 класса гимназии № 3 из Белгорода Алены Подмосковной. Призом «Философский камень» была отмечена работа семиклассницы гимназии № 23 из Челябинска Алены Кориной.

Мастер — класс «Химия» доцента кафедры РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Карины Алексанян был посвящен химии вокруг нас, в том, что мы едим, чем лечимся, чем заправляем автомобиль, а также тайнам периодической таблицы химических элементов, разгадав которые, химия открывается как строгая, логичная наука, которой хочется посвятить дальнейшую профессиональную жизнь. Лучшими в этом направлении стали доклады Данилы Микаилова, десятиклассника школы № 15 из Иркутска, на тему «Исследование генетических особенностей групп крови (на примере моей семьи)»; Иоанны Брейль, девятиклассницы школы № 44 из Сургута на тему «Инфекционные болезни и вредители хвойных растений на территории городов Сургута и Нефтеюганска», Александра Маракова, ученика 9 класса московской гимназии № 1543 на тему «Сравнительный анализ выбросов загрязняющих веществ при добыче природного газа на месторождениях Российской Федерации».

— «Академия юных-2019» стала, как и всегда, источником творческого вдохновения, радостного настроения, подарила новых друзей и прекрасные воспоминания! — делится своими впечатлениями Павел Белоножко.

Наталия ЗЕНКЕВИЧ
На снимке: участники молодежной научной школы-семинара «Академия юных».