Второклассник - в инженеры
«Академия юных» проводится в теплых и гостеприимных Гаграх в здании лучшей школы Абхазии - школе №2, расположенной в потрясающе красивом дворце принца Ольденбургского (двоюродного брата Николая II). Как правило, самая эффективная группа участников Академии - ребята 7-8 классов. Но есть и учащиеся младше. В этом году самым молодым (правильнее было бы сказать «самым маленьким») здесь был вто-роклассник. Зачем ему это? Что он понимает в физике или математике? Но, как оказалось, и с ним есть о чем поговорить преподавателям нашего Университета.
Занятия в мастер-классах школы-семинара «Академия юных» проводятся по направлениям: инженерное дело, энергетические системы будущего, математика, культурология, экология.
Уже пять лет мастер-классом «Энергетические системы будущего» руководит доцент кафедры Э-5 Ольга Белова.
- С точки зрения общения со школьниками и подготовки к поступлению в вуз - это самая эффективная форма. Когда мы в Москве консультируем школьников, которые приходят к нам на кафедру, это часто получается урывками: мы заняты текущими делами, а школьники - учебой. А когда приезжаем сюда, в Академию, то полностью погружаемся в материал, а это идеальный способ усвоения материала. Общаемся мы практически по 16 часов в сутки. Через 10 дней занятий дети уезжают совсем другими - как будто внутри них происходит энергетический скачок.
Общаются «академики» не только с педагогами, но и - что очень важно со сверстниками. Талантливые дети из разных регионов видят, кто над какими проектами работает. Темы эти не запредельно сложные. Они порой лежат на поверхности, но подход к их изучению может быть разным: кто-то делает эксперимент, кто-то - теоретические исследования. Но ребята начинают верить в себя, понимают, что инженер должен не просто хорошо знать физику и математику, что важны все предметы, что вообще надо быть культурно развитым. Такими, как выдающиеся выпускники нашего Университета - школы русских инженеров.
Информации об опыте работы в Международной школе предоставило ему возможность быть лучшим среди претендентов на должность. И таких примеров много. Наша программа позволяет приобрести навыки, которые невозможно получить во время классического обучения.
В классах «Академии» занимаются ребята разных возрастов. Но старшим с младшими не скучно. «Малыши», которые и физику-то еще не изучали, а математику знают на уровне арифметики, догоняют старших.
- Например, в этом году в мой семинар попросился четвероклассник Максим Савинов, - рассказывает Ольга Владимировна. - Он привез оригинальную работу - видеофильм о пещере Чысхаана - Быка холода. Пещера - интересный туристический объект Оймякона. Максим рассказал, где и как он собирал информацию. Доступ к интернету у него был не всегда. Да и библиотеки там не такие, как в Москве. Но он сумел узнать и историю Полюса холода, и то, как его обнаружили, и историю возникновения пещер. Работа, понятно, не инженерная. Но он интересуется и техникой. Поскольку он начал изучать холод и лед, то я посоветовала ему заняться водой - самым интересным веществом на Земле.
Путь в инженеры через историческое исследование, возможно, и не самый прямой, но наверняка продуктивный - интерес к поиску нового, овладение системным подходом к исследованию, желание докопаться до истины, культивируемые с «младых ногтей», очень пригодятся в точных науках.
Мастер-класс «Инженерное дело» проводил доктор технических наук, заведующий кафедрой «Теория механизмов и машин», руководитель НУ К «Робототехника и комплексная автоматизация», профессор Геннадий Тимофеев.
- У меня в семинаре было 17 слушателей, - рассказывает Геннадий Алексеевич. - Они привезли много достойных работ: от гексакоптера до инвалидной тележки, от плавучего манипулятора для очистки водоема до экзоскелета. Лучшие из ребят докладывали свои работы на заключительной конференции «Академии». Это, можно сказать, высшая оценка - признание актуальности темы и качества работы. Но организаторы обращают внимание не только на лидеров - стараются никого не обидеть и не отбить у ребят желание к продолжению начатых ими поисков. Мы готовим много призов в разных номинациях, а номинации придумываем под работу, а не наоборот. Например, мальчика, который сделал приспособление, помогающее его бабушке надевать чулки, наградили грамотой «За лучшую гуманитарную работу». А за экзоскелет - «За лучшую работу для выздоровления пациента».
После окончания очных занятий в «Академии» начинает действовать обратная связь: руководители делегаций пишут отзывы, высказывают свои замечания и предложения, в которых открыто говорят о том, что было хорошо, а что - плохо, что хотелось бы видеть, а что надо бы убрать. Уже на следующий год их пожелания принимаются и реализуются.
Еще важнее то, что продолжаются активные контакты наставников и слушателей.
- У каждого есть электронный адрес руководителя мастер-класса, - говорит Геннадий Тимофеев. - Ребята задают вопросы, присылают свои работы, а мы - отвечаем, консультируем, помогаем и подсказываем.
Наибольшую активность проявляют регионы. Прошедшие годы работы «Академии юных» выявили «центры кристаллизации» - те места, откуда стабильно приезжают наиболее сильные участники. По московским меркам, это далекая периферия: Верхний Уфалей, где руководителем по инженерному делу работает Эдуард Красавин; Екатеринбург (каждый год в наш Университет поступают несколько учеников заслуженного учителя РФ Натальи Толмачевой); Усолье-Сибирское, Шелехово, Челябинск, Татарстан, Иркутск и многие другие места богаты талантливыми детьми.
Кто сказал, что не там растут будущие Шуховы, Туполевы, Королевы? Сбывается ломоносовское утверждение, что «Российское могущество будет прирастать Сибирью и Северным океаном».