Сведения о проекте
Сведения о научно-исследовательской работе «Научная подготовка молодых исследователей в сетевой среде современного университета на основе эффективных форм интеграции образования и науки: разработка модели и апробация» в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности (задание Минобрнауки России № 1560)
Исполнитель: научный коллектив отдела «Молодежные программы и проекты» МГТУ им. Н.Э. Баумана
Тема научного исследования
Научная подготовка молодых исследователей в сетевой инновационной среде современного университет на основе эффективных форм интеграции образования и науки: разработка модели и апробация
Область наук
Педагогика
Раздел области наук
Социальные науки
Код темы по рубрикатору ГРНТИ
55.01.79,14.15.07, 15.81.53
Тип исследования
прикладное исследование
Ключевые слова
Молодые исследователи, обучение, наука, университет, модернизация, кадры, инновации
Цель проекта
Создание в системе университетского образования сетевой модели учебного комплекса, обеспечивающей эффективные формы интеграции образования и науки, раннюю научно-техническую подготовку перспективных молодых исследователей, воспитание современных научных и инженерных кадров для инновационных секторов российской экономики. Тиражирование модели будет способствовать модернизации российского образования, окажет решающее влияние на формирование современных механизмов генерации, продвижения и включения инновационных разработок научной молодежи в экономическую систему регионального и федерального уровней по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Российской Федерации.
Задачи проекта
На научно-теоретическом уровне основной задачей проекта является разработка связного комплекса новейших знаний относительно сетевой научно-образовательной модели обучения молодых людей, способных к созданию и технологизации нового знания.
В число базовых теоретических задач проекта входят следующие:
- сравнительный анализ современных моделей научного образования и тенденций его развития;
- исследование парадигмальиых основ и социокультурного генезиса современного научного образования, социализации научно-исследовательского типа и системы ключевых компетенций, необходимых для развития экономики знаний;
- разработка модели познавательного пространства современного университета, опирающегося на кластерно-сетевые принципы организации, включающего систему творческих пространств и тьюторства для научной подготовки молодых исследователей;
- разработка теории учебно-познавательного процесса в инновационной среде современного университета, использующего научные исследования в качестве методик обучения, формирующего комплекс инновационных знаний личности.
На экспериментально-практическом уровне основной задачей является создание прототипа сетевой научно-образовательной модели подготовки молодых исследователей в инновационной среде современного университета и апробация научно-теоретической части работы. В число базовых практических задач входит реализация модели и метода обучения, разработка его содержания, учебных планов и программ занятий, создание учебных и методических пособий
Ожидаемые результаты проекта
Ожидаемым научно-теоретическим результатом является сетевая научно-образовательная модель учебного комплекса, обеспечивающая раннюю научно-техническую подготовку молодых исследователей в инновационной среде современного университета на основе '.эффективных форм интеграции образования и науки. Теоретический базис модели будет включать: - сравнительную характеристику (социокультурную, эпистемологическую и дидактическую) состояния, генезиса, тенденций развития и инновационных форм современного научного образования; - модель познавательного пространства современного университета, опирающуюся на кластерно-сетевые принципы организации, включающую систему творческих пространств и тьюторства для научной подготовки молодых исследователей; - теорию учебно-познавательного процесса в инновационной среде современного университета, использующего научные исследования в качестве методик обучения, формирующего комплекс инновационных знаний личности. Ожидаемым экспериментально-практическим результатом проекта станет реализованный прототип сетевой научно-образовательной модели подготовки молодых исследователей в инновационной среде современного университета, а также его научно-методическое обеспечение, включающее учебные планы, программы занятий, учебные и методические пособия. Будут подготовлены и опубликованы не менее 11 статей в научных журналах, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus или ERIH; не менее 20 статей в журналах из перечня ВАК, входящих в РИНЦ; 2 монографии
Назначение и предполагаемое использование результатов проекта
Назначением проекта является развитие модернизационных процессов в российском, образовании, выводящее его на мировой уровень подготовки современных научных и инженерных кадров на основе исследовательской модели творческого, опережающего и междисциплинарного обучения в ориентации на задачи инновационной экономики, Основой такого развития является создание локальных точек роста, эффективно интегрирующих науку, образование и высокотехнологичное производство, сфокусированных на инновациях и опирающихся на возможности творчески активных сред. Предполагается следующее использование результатов проекта: - тиражирование созданной сетевой научно-образовательной модели инновационного учебного комплекса среди российских и зарубежных университетов - формирование предложений для государственной политики в области модернизации российского образования на основе выполненного сравнительного анализа современных моделей научно-образовательных систем и тенденций их развития - внедрение разработанного и апробированного метода, современного исследовательского обучения в учебный процесс российских университетов и научно-ориентированных школ - развитие межрегиональной системы очно-дистанционного обучения и тьюторства для перспективных молодых исследователей - создание учебников и научно-методических пособий для системы сетевой научно-образовательной подготовки перспективных молодых исследователей в инновационной среде современного университета.
Описание предлагаемого научного исследования
Исследование направлено на решение крупной научной проблемы - создание теоретической базы для формирования новых, инновационных форм интеграции образования и науки, которые непосредственно определяют развитие высокотехнологичных отраслей национальной экономики. Проблема имеет мировое значение. Так, главная роль в создании Европы знаний отводится университетам, которые названы основой европейской конкурентоспособности (2005, Комиссия ЕС). Европейская идеология исследовательского превосходства базируется на превосходстве в обучении исследовательской деятельности (2002), Инновационная стратегия Великобритании предусматривает резкое увеличение партнерств по передачи знаний (2008), формирование венчурного рынка в США сделало инновационную активность студентов ключевым фактором конкурентоспособности вузов (2010). США постепенно переходят от модели создания бизнес-инкубаторов, таких как Кремниевая долина, к схеме распределенного партнерства (2011). Одним из важнейших нематериальных активов Массачусетского технологического института «является особая творческая среда, которая существенно отличается от атмосферы, царящей до сих пор в большинстве российских вузов» (2010, РВК). Актуальность исследований определяется стратегической задачей развития современного общества - созданием научно-образовательной системы, способной обеспечить его материальный и культурный рост. В России и за рубежом сформировалась потребность в реализации эффективных интеграционных моделей опережающей и междисциплинарной подготовки научно-технических кадров, которая определяет процессы модернизации всего общества, В российской экономике ощущается острый дефицит специалистов, которые обладают компетенциями для иерехода от исследований к разработкам. Актуальна задача воспитания молодых специалистов, способных создавать новые технические устройства и технологические процессы от идеи до наукоемкого производства, продвигать разработки к потребителям, оценивать технологический горизонт рынка и учитывать его экономическую динамику. Решение этих проблем непосредственно связано с созданием моделей локальных точек роста и методов обучения, опирающихся на возможность научно-образовательных сетевых. партнерств. Результатом станут конкурентные преимущества России в области образования, науки и инновационной экономики. Предлагаемое исследование даст возможность получить новые, прорывные научные результаты в области разработки сетевой научно-образовательной модели инновационного взаимодействия разных институциональных систем. Новизна и эффективность модели связана с глубоким уровнем взаимопроникновения четырех базовых операционных сред: среды освоения знаний, генерации знаний, технологизации знаний: и катализации развития. Их институциональной основой являются образовательные учреждения, научные институты, высокотехнологичные компании, инновационные фирмы, отраслевые консорциумы, институты инновационного роста. Содержательная, структурная и функциональная сложность модели научно-образовательной интеграции требует междисциплинарного подхода к ее исследованию, который опирается на такие области научных знаний как теория образования, педагогика, психология, культурология, социология, науковедение, теория инновационных процессов и ряд других. Разработка данной проблемы невозможна без привлечения специалистов из инженерно-технических областей знаний, составляющих основу инновационной экономики.
Описание научных подходов и методов, используемых для решения поставленных задач
Разработка будет вестись на научно-теоретическом, методологическом и экспериментально-практическом уровнях в комплексной системе знаний, включающей: теорию образования и педагогику; психологию мышления; культурологию и социологию; теорию инновационных процессов; инженерное дело. В силу междисциплинарности и структурной сложности проблемы коллектив исполнителей проекта составлен из научно-продуктивных представителей разных областей знаний, входящих в предметную область проекта, опытных методистов и организаторов научно-образовательной деятельности, специалистов в области инновационных процессов и информационных технологий, технических специалистов, способных обеспечить эффективную реализацию экспериментально-практической части работы. Научно-теоретическая и методологическая работа по проекту в связи с его междисциплинарностью потребует использования методов из разных областей знаний, в их числе: методы структурно-функционального анализа, теории познания, дидактического анализа познавательных ситуаций и педагогического эксперимента, брунеровского анализа процессов трансформации знаний, теории творческих пространств, психологии творчества, культурной психологии, социальной антропологии, социологии поведения, теории социальной мобильности, социального моделирования, теории инновационных процессов. Экспериментально-практическая работа по проекту будет состоять в подготовке и проведении опытного курса сетевой научно-образовательной подготовки молодых исследователей.
Описание научного задела по проекту и связанных с ним научных результатов коллектива исполнителей
1. Проект «Разработка и апробация программы содействия научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи» (грант Всемирного банка и ФПРО, гос. контракт № 1786 от 31.07.2003). Использован для разработки ФЦП «Кадры». Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. М., 2002. Т. 72, № 12. С. 1069-1076.
2. Научно-практическая разработка «Создание и реализация научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» – Премия Президента РФ в области образования (2003). Карпов А.О. Локус научной одаренности: программа «Шаг в будущее» // Вестник РАН. М., 2012. Т. 82. № 8. С. 725-731.
3. Разработка концепции общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодежи – по заказу Администрации Президента РФ. Карпов А.О. Образование в обществе знаний: исследовательская модель // Вестник РАН. М. 2012, Т. 82. № 2, С. 146-152.
4. Концепция и бизнес-модель сетевой инжиниринговой платформы для технологизации знаний в среде университета. Карпов А.О. Инжиниринговая платформа для трансфера технологий // Вопросы экономики. М., 2012, № 7. С. 47-85.
5. Принципы современного научного образования и методы когнитивной инструментализации знаний в исследовательском обучении. Karpov А.О. Knowledge Society; A Weak Link // Herald of the Russian Academy of Sciences. USA, 2010. Vol. 80, № 4. P. 372-377.
6. Культурологическая модель инженерной деятельности. Багдасарьян Н.Г. Культурология техники и инженерной деятельности, СПб.: Эйдос, 2011 (монография).
План работ научного исследования
№ п/п | Год | Содержание выполняемых работ | Планируемые результаты | Перечень документов, разрабатываемых на этапе |
---|---|---|---|---|
1 | 2014 | Сравнительный анализ современных моделей научного образования и тенденций его развития. Исследование парадигмальных основ и социокультурного генезиса современного научного образования, социализации научно-исследовательского типа и системы ключевых компетенций, необходимых для развития экономики знаний. Подготовка экспериментально-практической реализации элементов разрабатываемой модели. | Сравнительная характеристика (социокультурная, эпистемологическая и дидактическая) состояли я, генезиса, тенденций развития и инновационных форм современного научного образования. Комплекс научно-методических и учебных материалов для организации 1 -го года сетевой научно-образовательной подготовки молодых исследователей в инновационной среде университета. | Аналитическая записка с материалами теоретических исследований; учебные планы и программы занятий, методическое обеспечение для 1-го года сетевой научно-образовательной подготовки молодых исследователей в инновационной среде университета. |
2 | 2015 | Разработка модели познавательного пространства современного университета, опирающегося на кластерно-сетевые принципы организации, включающего систему творческих пространств и тьюторства для научной подготовки молодых исследователей. Научно-методическое обеспечение и проведение 1-го года сетевой научно-образовательной подготовки молодых исследователей в инновационной среде университета. Разработка научно-методического обеспечения для 2-го года обучения. | Модель познавательного пространства современного университета, опирающегося: на кластерно-сетевые принципы организации, включающего систему творческих пространств и тьюторства. для научной подготовки молодых исследователей. Первый экспериментальный годовой цикл сетевой научной подготовки молодых исследователей в инновационной среде университета. Комплекс научно-методических и учебных материалов для организаций 2-:га года сетевой научно-образовательной подготовки молодых исследователей в инновационной среде университета. | Описание модели познавательного пространства современного университета, опирающегося на кластерно-сетевые принципы организации, включающего систему творческих пространств и тьюторства для научной подготовки молодых исследователей. Сводные сведении о результатах 1-го года сетевой научно-образовательной подготовки, Учебные планы и программы занятий, учебные и методические пособия для 2-го года сетевой научно-образовательной подготовки молодых исследователей в инновационной среде университета. Темы и планы исследовательских работ обучающихся. |
3 | 2016 | Разработка теории: учебно-познавательного процесса в инновационной среде современного университета, использующего научные исследования в качестве методик обучения, формирующего комплекс инновационных знаний личности, Научно-методическое обеспечение и проведение 2-го года сетевой научно-образовательной подготовки молодых исследователей в инновационной среде университета. | Теория учебно-познавательного процесса в инновационной среде современного университета, использующего научные исследования в качестве методик обучения, формирующего комплекс инновационных знаний личности. Второй экспериментальный годовой цикл сетевой научной подготовки молодых исследователей в инновационной среде университета. | Описание теории учебно-познавательного процесса для молодых исследователей в инновационной среде современного университета, использующего научные исследования в качестве методик обучения, формирующего комплекс инновационных знаний личности. Итоговые сведения о результатах двухгодичного цикла сетевой научно-образовательной подготовки; учебные планы и программы занятий. |