16.09.2019 - 17.09.2019

День 5, день 6.

Этот отчет уже пишется в такси по дороге из аэропорта. Яна наверняка уже дома, таксист умудрился позвонить ей прямо в летящий самолет, поэтому выехала она тоже первой, Олю мы передали маме, их рейс в Мурманск улетает ближе к полуночи, а Саша сейчас сидит в самолете, возможно, они стоят вторыми в очереди на взлет. Усталость накрывает настолько, что даже стучать по клавишам нет сил. Но пока эмоции свежи, стоит написать, чем же дело кончилось.

Пятый день начался катастрофически рано. Дело в том, что отправляясь на панельную дискуссию, ребята собрали свои плакаты, экспонаты и оборудование, но оставили его на территории выставки. К тому же, под столом у Оли все время прятался огромный чемодан, в котором в Софию прилетели манекены. Все это необходимо было как-то транспортировать в отель. С 8 до 10 часов по плану мероприятий был запланирован демонтаж выставки, но трансфер на церемонию награждения отправлялся в 9:30, а завтрак начинался в 7:30. Чтобы все успеть, мы с Сашей выдвинулись в 7:45 на выставку. Приехали самыми первыми, специально для нас открыли помещение, мы собрали все наши вещи, а их оказалось немало, и полетели в отель. Думаю, мы выглядели как странные ребята, занятые переездом у меня чемодан высотой под метр (я раньше таких больших даже, наверное, и не видела), в руке металлическая подставка, рюкзак на плечах, у Саши рюкзак и две сумки с коробками, а если знать, что у него в этих коробках ракетные двигатели, то совсем странные ребята.

Вопреки всем моим ожиданиям мы попали на завтрак даже раньше, чем наши девушки, да и переодеться к церемонии успели без проблем. Однако нас ждала интересная новость, типичная для этого Соревнования, правда. Трансфер – это не совсем трансфер, это поездка на рейсовом автобусе в центр и двадцатиминутная прогулка до места проведения церемонии. Хорошо, что девчонки надели удобную обувь или взяли переобуться, пройти такой долгий путь на каблуках было бы сложно.

Сама церемония проходила в каком-то достаточно возрастном здании с органом и ужасным освещением. С моей точки и на мой фотоаппарат было невозможно фотографировать. Ребята нервничали, хоть призов и немало – специальные призы, призы спонсоров, почетные и основные призы, – но все равно получат их далеко не все. В этом году из наших ребят специальный приз получил Саша, его совместно отметили Министерство образования и науки Болгарии и Институт информатики и математики. Он получил возможность пройти обучение в Болгарской летней исследовательской школе, которая организуется с 2001 года, в ней принимают участие специалисты из Кембриджа, Йеля, MIT, а также других ведущих академических университетов. К сожалению, проекты девочек не были отмечены призами. Но мы ими гордимся, они достойно представили научную молодежь нашей страны на высоком международном уровне.

После окончания церемонии нас ждал фуршет, но он проходил в полуподвальном помещении, которое, по моему мнению, было фойе театра. Места мало, еды тоже. Достаточно быстро эта толкучка утомила, мы дождались, пока дети получат свидетельства (Яна свое не получила, организаторы просили написать им, они вышлют почтой), сфотографировались с флагом и ушли. Но голод-то остался. Пришлось в срочном порядке искать место, где можно поесть, это снова съело время, а расписание дня было достаточно плотным. Плюс, не собранные чемоданы, а выезд из отеля в 9:30 утра. В общем, после обеда мы решили, что надо бы отказаться от экскурсии с гидом, которая была запланирована за день. Из всех предложенных экскурсий мы выбрали «Социалистическую Софию» просто потому, что остальные не показались занятными. Когда мы отказались, наш хелпер был в тихом негодовании: все на этом Соревновании шло не по плану, а тут мы еще сами эти планы рушим. Но после нас постепенно начали отказываться все новые и новые делегации. И это понятно, времени было немного, хотелось еще заглянуть в магазин, подготовиться к прощальному вечеру и переварить результаты. Мы переделали план, и получилось весьма удачно, мы успели все, что хотели успеть за этот вечер, и в 6 часов вечера стояли нарядные и настроенные на отдых.

Угадайте, как выглядел трансфер на «farewell party»? Конечно, мы сели в автобус, снова доехали до памятника Советской армии, а дальше пошли пешком. В этот день в Софии был день города, поэтому общая атмосфера была веселая, кое-где играла музыка, люди гуляли семьями, где-то даже танцевали. И с таким приподнятым настроением мы попали на фуршет. Хорошо, не совсем фуршет, на стоячий ужин. Музыка, диджей, никто не танцует, стоят, беседуют, все как-то скучно. И тогда мы решили начать танцевать. В конце концов, у нас за спиной тяжелая неделя, впереди целый год учебы и работы, сегодня нужно отдохнуть. Мы с Яной начали танцевать, постепенно за соседним столиком начал пританцовывать немецкий участник Пол, потом еще и еще, и буквально через полчаса танцевали все, кто мог танцевать. Мы запустили этот механизм, и он все еще работал, когда мы уезжали в отель. Что мне особенно понравилось, европейские ребята танцевали некие флешмобы: под какую-то песню все делали простые повторяющиеся движения. По образу знаменитого танца Макарена, где на протяжении всей песни ты делаешь одно и то же, но это настолько просто, что включается весь зал. Причем, таких песен было много, и это особая магия, когда порядка сорока – пятидесяти человек двигаются синхронно без подготовок и репетиций. А ребята наши были звездами танцпола, кстати. В общем, мы сделали себе этот вечер, и сделали его отличным. Еще и спели с Сашами «Коня» на улице, пока ждали автобус в отель.

День отъезда был, наверное, все равно немного грустный. Зато я точно могу сказать, что мы стали одной командой: вес всех чемоданов оказался 21 килограмм, плюс-минус 500 грамм. Долетели мы без проблем, была небольшая задержка рейса в аэропорту Софии, причем незапланированная, немного потрясло на взлете, а дальше все ровно. Приземлились, быстро прошли контроль, попрощались. Сменили терминалы, отправили детей по городам.

Надо бы сделать какой-то вывод, но лучше всего его сделают отзывы ребят, конечно, когда мы их получим и оформим. Однако я надеюсь, что этот опыт поможет ребятам в их дальнейших исследованиях и работах, а контакты и научные коммуникации, налаженные на Соревновании, пригодятся во взрослой университетской жизни. Мы же получили неоценимый опыт в части организации и проведения международных мероприятий. Где-то отрицательный, но все же опыт.

Российская делегация участвует в Соревновании молодых ученых Европейского Союза при поддержке Фонда президентских грантов.

Фотографии взяты с официального сайта Соревнования.