Интервью на саммите




ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЭКОНОМИКУ
ОБСУДИЛИ НА ФОРУМЕ В КАТАРЕ

Развитие образования и его связь с экономикой стали темами обсуждения В столице Катара - Дохе, где но вторник прошел первый день работы 3-го Всемирного форума по инновациям в образовании, сообщает корреспондент РИА Новости.

В этом году форум проводится под девизом "Развивая образование, мы изменяем мир". Более 1,2 тысячи ведущих мировых экспертов в сфере образования из более чем 100 стран мира, в том числе России, собрались в недавно отстроенном национальном дворце конференций, чтобы, по словам вице-председателя организации шейха Абдаллы бен Али Аль-Тани, "содействовать совершенствованию образованию в мире". Главные вопросы, которые стоят на повестке дня саммита - это взаимозависимость образования и других сфер жизни общества, проблемы образования и выработка модели образования будущего.

— "WISE - это глобальная платформа, на которой обсуждаются и отрабатываются инновационные идеи не только в образовании, но и в социальной сфере, в том числе, рассматриваются проблемы влияния образования на экономику, а также обратная взаимосвязь", - сказал в беседе с РИА Новости один из российских делегатов, руководитель программы "Шаг в будущее", Александр Карпов.

Россия, представлена на конференции всего двумя докладчиками из 120. Это, по мнению А. Карпова, "очень мало". Вместе с тем, считает второй российский докладчик, ректор Московского института открытого образования профессор Алексей Семенов, многие из обсуждающихся на саммите вопросов представляют большой интерес и для России. Например, взаимозависимость образования и экономики:

— "Нам, в частности, небезынтересен опыт стран, преодолевающих нефтяную зависимость. Арабские государства Персидского залива очень мудро выстраивают свою политику. Существенную часть получаемых от продажи нефти ресурсов они перекачивают в образование", - сказал он.

Мысль о том, том, что уровень развития экономики напрямую зависит от уровня образования в стране и уделяемого ему внимания со стороны властей звучала и в выступлениях многих других участников форума. Хорошим примером в этом отношении служит, по мнению А. Карпова, страна-хозяйка саммита:

—-"Катар - это растущее практически на пустом месте государство, по сути, сам является большой инновационной площадкой. Здесь создается и во многом уже действует мощный образовательный центр, пользующийся колоссальной поддержкой и вниманием со стороны властей", - сказал он. Вместе с тем, считает российский специалист, мы можем не только почерпнуть на форуме полезный для себя опыт, но и участвовать в бурно развивающейся сфере образования в арабском мире, в том числе и коммерчески: "В Катаре, к примеру, действуют четыре американских, два канадских университета. Среди них могут быть и российские", - считает А. Карпов.

Главным событием прошедшего дня форума стало присуждение основанной год назад премии WISE в области образования. Первым ее лауреатом стал Фазли Хасан Абед из Бангладеша: 40 лет назад он основал Бангладешский комитет развития села (BRAC) и впоследствии создал на его основе самую большую неправительственную организацию в мире. Фундаментом этого объединения стал принцип личного роста, который позволяет людям вырваться из нужды, повысить благосостояния своей семьи внести вклад в развитие общества. Сегодня организация работает в 10 странах Азии, Африки и Латинской Америки, помогая более 140 миллионам человек. Благодаря усилиям единомышленников Абеда, эти люди смогли вырваться из нужды, начать собственный бизнес, получить высшее образование и стать квалифицированными специалистами, заняться образованием своих детей. В его родной стране Бангладеш неграмотность сократилась за последние 30 лет на 25%, на 1,5 миллиона человек.

—"Нам надо торопиться изменить жизнь людей к лучшему, иначе это нам обойдется очень дорого", - сказал лауреат, обращаясь к участникам форума. Золотую медаль с выгравированным на ней на 50 языках словом "образование" лауреату вручил правитель Катара шейх Хамад бин Халифа Аль-Тани. Премия WISE, призовой фонд которой составляет 500 тысяч долларов, стала первой в мире наградой, которая присуждается за достижения не в отдельной области науки, а за образование в целом. По сути, как отмечают многие участники саммита в Дохе, она стала "Нобелевской премией по образованию". Она, как отметил вице-председатель WISE шейх Абдалла Али Аль-Тани, "вдохновит людей, работающих в сфере образования, привлечет внимание к важной роли, которую оно играет в нашей жизни". WISE создан в 2009 году по инициативе некоммерческого Фонда Катара (Qatar Foundation), председателем которого является супруга правителя Катара шейха Моза бинт Нассер. Цель проекта - изучение проблем в сфере образования, расширение сотрудничества между странами в этой области и распространение и внедрение инновационных технологий и методик в обучение по всему миру. Его авторы уверены, что образование - это один из механизмов, с помощью которого можно изменить наше общество к лучшему. Третий Всемирный форум по инновациям в сфере образования продлится до 3 ноября.

ДОХА, 1 НОЯБРЯ 2011.
Павел Давыдов.






ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ЗАВИСИМОСТИ АРАБОВ ПУТЕМ ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ ПОСЛУЖИТЬ ПРИМЕРОМ ДЛЯ РФ, СЧИТАЮТ РОССИЙСКИЕ ЭКСПЕРТЫ

Арабские страны преодолевают зависимость от нефти, вкладывая деньги в образование и создание современной инфраструктуры. Такая практика может послужить хорошим примером и для России. Такое мнение высказали в беседе с российскими журналистами эксперты из РФ, принимающие участие в проходящем в катарской столице Всемирном инновационном форуме по образованию.

"Многие арабские страны мудро выстраивают свою политику, перекачивая существенную часть ресурсов в сферу образования, - напомнил корр. ИТАР - ТАСС Алексей Семенов, ректор Московского института открытого образования. - В моменты экономического кризиса и крушения иллюзий, в частности, финансовыми институтами, людям важно получить другие ориентиры, другие цели". По его словам, эти проблемы являются общими для богатых и бедных стран с разными доходами на душу населения.

По мнению Александра Карпова, руководителя российского молодежного инженерного общества, председателя центрального совета научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее", Катар представляется интересным примером такого подхода и подходящей площадкой для такого форума. "Катар интересен тем, что у этого молодого быстрорастущего фактически на пустом месте государства есть очень мощный инновационный центр, - заметил он. - И этот всемирный форум, возникший на наших глазах, уже, по сути, состоялся, так как в рамках него не просто обсуждаются остро стоящие проблемы в сфере образования, но и выдвигаются инновационные идеи, в том числе, и в социальной отрасли, поскольку эти сферы тесно взаимосвязаны".

"Здесь встречаются две модели образования - западной и той, что объединяют в себе Азия, Африка и Латинская Америка", - добавил Карпов, заметив при этом, что России мог быть интересен этот опыт. В то же время, по его мнению, РФ представлена "слабо" на инновационном форуме - всего двумя докладчиками, не считая главного управляющего директора фонда "Сколково" Стивена Гейгера.

А между тем, убежден Карпов, учитывая стремительно развивающийся рынок образования, Россия могла бы успешно в него влиться "на коммерческих началах", в частности, путем открытия в арабских странах российских вузов.

ДОХА 2 НОЯ БРЯ 2011.
Дина Пьяных