Семинар "Наука в школе"




РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "НАУКА В ШКОЛЕ"

Постоянно действующий Российский научно-методический семинар «Наука в школе» проводится с 2001 года. Семинар организуется на основании приказа № 144 от 11.09.2000 г. Минобразования РФ.

Собрания семинара проходят ежегодно в период научно-образовательных мероприятий программы «Шаг в будущее», в частности во время проведения Российской научной школы-семинара «Академия юных» (июнь, октябрь, г. Гагра).

Цель семинара: разработка и распространение в средней школе педагогических технологий, использующих в качестве инструмента методы научного познания.

Задачи семинара:

  • научно-методическая поддержка поисковых исследований в области разработки проблем, связанных с созданием методологической базы образования через науку в современной средней школе;
  • аккумулирование и анализ педагогического опыта методических и технологических решений по использованию методов научного познания в системе среднего образования;
  • привлечение учителей, ученых и специалистов к освоению и разработке прогрессивных методов обучения с применением инструмента научных исследований;
  • распространение информации о достигнутых научно-методических и практических результатах по решению проблем, затрагивающих тематику семинара.

В семинаре принимают участие учителя, специалисты и руководители учебных заведений среднего и дополнительного образования, преподаватели и ученые высших учебных заведений, другие специалисты, профессиональные интересы и деятельность которых связаны с использованием и развитием методов обучения старшеклассников через науку, с формированием научного мышления у учащихся средних школ.

Ежегодно выбирается тема семинара, определяются темы для обсуждения. Каждый из участников семинара имеет возможность выступить с докладом. Для участия в семинаре необходимо представить тезисы доклада объемом от четырех до шести машинописных страниц. Продолжительность доклада 10-15 минут.

Издается сборник докладов участников семинара.

Краткая справка: Актуальность проблемы "обучение через науку"


Обучение через науку с использованием профессиональных составляющих активно внедряется в среднее образование. В основе такого обучения лежит исследовательская и творческая деятельность старшеклассников, которая ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками.

В течение последних десятилетий в развитых странах мира общество предъявляет профессиональные требования к молодым людям все в более раннем возрасте. В связи с этим развивается тенденция включения исследовательской, творческой, научной компоненты в традиционные системы образования.

В ближайшей перспективе развитие среднего образования будет проходить в направлении профессионально-ориентированного учебного процесса и опираться на систему взаимодействия школ, ВУЗов, научных институтов, предприятий. Такая система может стать основой эффективной государственной политики по профессиональному становлению молодежи в наукоемких областях.

Научно-исследовательская работа концентрирует в себе активную познавательную и профессиональную компоненту, моделирует социальные взаимодействия и иерархии, поведенческие ситуации. Все это как нельзя лучше подходит для обеспечения социальной миссии современной средней школы.

Активно развивающийся процесс внедрения универсальных научных методов в среднее образование, растущее внимание со стороны учителей и специалистов к использованию в педагогической практике исследовательских технологий требует разработки современных форм и методов профессионально-ориентированного учебного процесса в средней школе. Анализ и осмысление роли науки в средней школе позволит с новых позиций подойти к проблемам непрерывного образования, разработки современных учебных программ и концептуальным основам реформирования отечественного образования.